Российские летчики боялись летать на оригинальном Ту-22.
В начале холодной войны Советский Союз приобрел ядерные бомбы. Но существовала огромная проблема — нет сверхзвукового бомбардировщика, чтобы запустить их над США.
Так началась история Ту-22, наполненного спиртом сверхзвукового самолета, который наполнял российских пилотов страхом, но также был любимцем экипажей.
Легендарный советский аэрокосмический инженер Андрей Туполев назвал этот бомбардировщик своим самым большим провалом. Тем не менее, самолет является одним из самых долго используемых в истории. Изначально он пугал Запад своими параметрами.
Туполев предложил уникальный дизайн. Два двигателя были расположены в верхней части хвоста самолета. Сломанный профиль крыльев, с другой стороны, увеличил скорость. На бумаге все выглядело великолепно. Разработка началась в 1954 году, а бомбардировщик поступил на вооружение в 1962 году.
На практике Ту-22 имел огромное количество конструктивных проблем. Его конструкция не выдержала максимальной прогнозируемой скорости в 1 480 км/ч. То, что двигатели стояли на корпусе, постоянно давило на нос при полете.
При взлете и посадке Ту-22 был особенно опасен, так как смещенный назад центр тяжести заставлял хвост врезаться во взлетно-посадочную полосу на более низких скоростях. И поскольку именно там находились двигатели, это обычно приводило к впечатляющему взрыву.
Огромной структурной проблемой была также система катапультирования экипажа. Вместо того, чтобы стрелять вверх, сиденья утопали вниз. А поскольку большинство аварийных ситуаций случаются при взлете и посадке, это означало верную смерть для пилота.
Пилот был только один. Возможно, по крайней мере, некоторых инцидентов можно было бы избежать, если бы у Ту-22 был второй пилот, который помогал и исправлял капитана полета, как и на всех других бомбардировщиках.
С годами некоторые проблемы, такие как нестабильные колесницы, были решены. Но самолет с такой базовой конструкцией оставался в употреблении до 1990-х годов.
Российские летчики боялись летать на оригинальном Ту-22. Машина не прощала никаких ошибок. Более того, кабина была очень узкой, полной приборов, кнопок и ручек, до некоторых из которых пилот даже не мог дотянуться.
Кроме того, было несколько инцидентов, когда пилоты и экипаж просто падали на взлетно-посадочную полосу, поскольку люки аварийной системы не закрывались хорошо. Информации о смертности в результате этой проблемы нет, в отличие от других структурных дефектов.
Экипажи называли Ту-22 «самолетом-ошибкой», «самолетом-убийцей», но также и «водочным самолетом».
Несмотря на все недостатки, бомбардировщик также пользовался особой популярностью, но не из-за своих летных качеств.
Ту-22 имел уникальную систему кондиционирования воздуха. Горячий воздух из двигателей забирался по трубам в резервуар с охлаждающей жидкостью. Охладитель, о котором идет речь, состоял из 40% этилового спирта и 60% дистиллированной воды. Система была на самом деле довольно эффективной. Обычно после полета в баке не оставалось охлаждающей жидкости. И экипаж ушел бы довольным, если бы он выжил, с полными трубками.
Ужесточение контроля не помогло. Вместо трубок экипажи Ту-22 уже использовали резиновые обогреватели, которые обычно заполняются горячей водой. Полет бомбардировщика создал серьезные серийные проблемы, которые усугубились после внедрения учебно-тренировочного варианта с двумя пилотами Ту-22У, у которого размер охлаждающего бака был увеличен до 450 литров.
Были произведены попытки заменить охлаждающую жидкость на токсичную, как и в случае с другими самолетами, врезавшимися в скалу. Пары доходили до кабины. Таким образом, использование хладагента считалось непригодным для использования, оно представляло реальную угрозу для пилота.
В конце концов, эту странную, опасную и вдохновляющую русскую машину заменил Ту-22М, который, несмотря на свое название, является совершенно другим самолетом.