Парадокс того, что у наших друзей больше друзей, чем у нас, особенно очевиден в социальных сетях.
«Дружба это — самое необходимое в жизни. Никто не согласился бы жить без друзей, даже если бы у них было все остальное».
Это высказывание великого древнегреческого философа Аристотеля не теряет своей актуальности на протяжении веков. Друзья занимают особое место в жизни каждого человека.
В 1991 году социолог Скотт Фельд задумался над этой темой, когда обнаружил нечто удивительное. Его расчеты показывают, что количество друзей, которые у нас есть, всегда меньше среднего числа их друзей. В чем причина этого, казалось бы, необъяснимого факта?
Парадокс дружбы
Открытие Фельда стало известно как «Парадокс дружбы». Он опубликовал результаты своего исследования в статье «Почему у ваших друзей больше друзей, чем у вас». По сей день он продолжает быть предметом различных интерпретаций и анализов.
Новое исследование, проведенное группой математиков под руководством Джорджа Кантвелла из Исследовательского института Санта-Фе в Нью-Мексико, пытается разгадать загадку этого парадокса.
— Средние значения, используемые Фельдом, часто могут вводить в заблуждение. На самом деле правда очевидна — одни люди популярнее своих друзей, а другие нет. Вопрос в том, какие выводы можно сделать с математической точки зрения, — сказал Кантуэлл.
Представьте себе следующее: у Ивана есть два друга, а у Георгия — 100. Совершенно очевидно, что у вас гораздо больше шансов узнать Георгия, чем Ивана. Однако не исключено, что вы один из двух друзей Ивана. Кантвелл и его коллеги разработали математические уравнения, которые более целостным образом отражают различные ситуации, в которых можно попасть в современные социальные сети. Они основаны на двух предположениях:
1). Есть существенные различия в количестве друзей (в зависимости от анализируемой социальной сети).
2). У популярных людей больше шансов иметь популярных друзей, в то время как у тех, кого можно определить как непопулярных, больше шансов иметь непопулярных друзей.
Какие приложения есть у «Парадокса дружбы»?
Расчеты Кэнтуэлла и его коллег показывают, что парадокс гораздо легче увидеть в социальных сетях, которые состоят из людей с разной степенью популярности. Если человек с двумя друзьями находится в той же сети, что и другой человек, у которого есть 1000 друзей, парадокс будет легко заметен.
Однако этого не будет в другой социальной сети, в которой у самого популярного человека есть 10 друзей, а у наименее популярного — 3.
— Напрашивается вывод, что наши социальные круги можно использовать как своего рода образец общества, в котором мы живем. Однако эти образцы имеют очень специфические характеристики, что делает их полезными и субъективными. Вот почему мы должны быть очень осторожны при их изучении, — сказал Кэнтуэлл.
Математические уравнения, подобные тем, которые были разработаны учеными из Института Санта-Фе, могут найти различные применения. Примером в этом отношении являются предвыборные опросы. Точность результатов этих опросов можно повысить, если участникам задать вопросы, относящиеся к их социальным кругам.
Кроме того, люди, с которыми вы находитесь в тесном физическом контакте, по статистике более склонны к тесному контакту со многими другими людьми. По этой причине ученые считают, что «Парадокс дружбы» может помочь пролить больше света на распространение инфекционных заболеваний, что особенно актуально в контексте пандемии COVID-19.
Парадокс использовался для мониторинга распространения гриппа еще в 2010 году. Оказалось, что его использовали для выявления вспышек на две недели раньше, чем традиционные методы эпиднадзора.
Друзья, соцсети и счастье
Большинство пользователей социальных сетей считаются менее популярными, чем их друзья. Это объясняет, почему использование этих сетей снижает чувство счастья, согласно результатам другого исследования, проведенного учеными из Университета Индианы. Они проанализировали данные почти 40 000 пользователей Twitter. Результаты были очевидны — счастье тесно связано с популярностью.
— Большинство людей в социальных сетях не так счастливы, как их друзья, из-за рассматриваемых отношений, — сказал ведущий автор Йохан Болен.
Исследователи пришли к выводу, что у 94,3% опрошенных людей в Twitter было меньше друзей, чем у их друзей. Кроме того, они обнаружили, что 58,5% из них были более недовольны, чем их друзья (этот результат был достигнут на основе анализа положительного или отрицательного тона их сообщений — метод, который часто используется в информатике и маркетинге).
Исследователи также разделили пользователей на две группы: более счастливые пользователи с более счастливыми друзьями и недовольные пользователи с несчастными друзьями.
— Потребители испытывают большее социальное разочарование и несчастье из-за негативных сравнений между собой и счастьем и популярностью своих друзей. В целом счастливые люди считают своих друзей более популярными и немного более счастливыми, чем они есть, а несчастные, в свою очередь, имеют несчастных друзей, которые все еще кажутся им счастливее и популярнее», — заключает Болен.