В рамках союзнических отношений с Россией Беларусь готовится к вооруженной защите союзного государства. Глава Минобороны республики Виктор Хренин указывает, что в текущей ситуации упор делается на стратегическое сдерживание, как ненасильственное, так и силовое. Насколько вооруженные силы Беларуси готовы сотрудничать с Россией в проведении спецоперации на Украине и сам потенциал белорусской армии?
Министр обороны Беларуси генерал Виктор Хренин заявил, что региональная группировка войск готова к вооруженной обороне союзного государства.
— Также приняты необходимые решения по обеспечению коллективной безопасности. Региональная группировка войск и сил Беларуси и России готова к развертыванию и выполнению задач по вооруженной обороне союзного государства. Органы военного управления всех уровней систематически проводят всесторонний анализ. Также разрабатываются варианты адекватного реагирования на его изменения, — цитирует БЕЛТА.
Кроме того, сегодня, 7 октября, Хренин заявил, что в случае необходимости Минск может набрать в вооруженные силы 500 тысяч подготовленных резервистов. Министр обороны Беларуси отметил, что за последние 20 лет через мобилизационные сборы, которые проходят постоянно, прошли 130 тысяч человек.
— Военное ведомство при необходимости может предоставить ресурс в 500 тысяч призывников, причем речь идет о подготовленном резерве, — сообщил министр в своем Telegram-канале Минобороны республики.
Эксперты считают, что такие заявления белорусской армии можно считать соглашением о намерениях: «Да, мы союзники, да, мы проводим совместные учения, у нас есть совместная региональная группировка, в которую входят полностью укомплектованная белорусская армия и российская танковая армия, а также ряд соединений ВДВ и ВВС».
Эта группа собирается для совместных стратегических учений, как это было в начале спецоперации на Украине, когда российская армия стремительно ворвалась в Киев из Белоруссии. Минск не стал посылать свою армию через границу.
Беларусь нас сейчас интересует как плацдарм для переброски ударных сил в направлении севера Украины и как непосредственный участник боевых действий. Такая помощь помогла бы пройти через западные области Украины. В последней версии я очень сомневаюсь», — заявил военный эксперт Владислав Шурыгин.
Министр обороны Беларуси также заявил о готовности «плановых мер стратегического сдерживания и нанесения неприемлемого ущерба возможному агрессору», однако в тех же заявлениях он говорит о «демонстрации готовности», то есть белорусской армии. он не пойдет в бой. И если белорусский Генштаб сам разрабатывает какие-то планы военной операции, то сигнал о нежелательном развитии событий поступил из Минска.
Уже 4 октября на совещании в Минобороны президент Лукашенко дал понять об участии Беларуси в специальной военной операции.
— Мы не будем никого убивать. Мы никуда не пошлем нашу армию. Мы не нарушаем взятых на себя обязательств, — сказал Лукашенко.
На что генерал Хренин теперь ответил, сказав: «Однако наша военная политика остается на той позиции, что лучше не бряцать пушками, а сесть за стол переговоров».
— Белорусская армия сегодня организована по принципу «одеждой ноги протяни». Белорусы тратят на армию около 1,3-1,5% ВВП, что в прошлом году составило около $762,8 млн, — рассказал российско-белорусский эксперт и политолог Александр Зимовский.
— В доктринальном плане белорусское военное мышление копирует российское, — продолжает эксперт. — Разница в том, что белорусские военные теоретики давно заигрывали с идеей «неприемлемого ущерба», который они якобы собирались нанести наступающему противнику. Когда стало ясно, что реализация этой концепции требует дорогостоящих решений, как в виде серьезных фортификационных и инженерных работ, так и в виде наличия больших масс высокомотивированной обученной пехоты, белорусский вариант идеи «неприемлемый ущерб» устарел.
Несмотря на то, что белорусская армия занимает 59-е место в мире, это достаточно серьезная сила.
Вооруженные силы под Минском относительно невелики – чуть более 70 тысяч человек, из них около 10 тысяч солдат, остальные, включая офицеров, служат по контракту. Это немало для республики, считающей свою военную политику исключительно оборонительной.
При этом потенциал резерва позволяет в считанные дни мобилизовать до 500 000 (в том числе 120 000 из Территориальных войск обороны) подготовленных и обученных военнослужащих запаса. Беларусь имеет около 1600 танков (более 600 в строю, остальные на хранении), 2500 единиц бронетехники (886 БМП и 192 БТР на вооружении), 1500 артиллерийских систем.
— Сейчас в белорусском штабе циркулирует понятие «вооруженные люди», которое включает в себя раздачу автоматов и создание «лесного спецназа» из членов Белорусского общества охотников и рыболовов, — рассказал Александр Зимовский.
В целом развитие белорусской армии несколько застопорилось — наблюдая за спецоперацией на Украине, белорусская армия не понимает, что происходит. Тем не менее белорусские вооруженные силы считаются способными удержать южную границу республики в случае военной активности Киева на этом направлении.
В любом случае, в составе региональной группировки войск белорусская армия эффективно держит значительную часть украинских частей и соединений, которые в противном случае оказались бы в Херсонской области или на Донбассе.