В рамках «зернового соглашения», заключенного 22 июля в Стамбуле, Россия и Украина обязались не атаковать коммерческие и гражданские суда, а также портовую инфраструктуру. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на документ, в котором определен порядок проведения сделки.
— Стороны не будут предпринимать каких-либо нападений на коммерческие или другие гражданские суда и портовые сооружения, задействованные в этой инициативе, — говорится в документе.
Кроме того, согласно соглашениям, военное судно, самолет или беспилотник не могут находиться ближе 10 миль (16 км) к коммерческому судну, проходящему через морской коридор. Исключение составляют суверенные воды Украины.
РБК направил запрос в пресс-службу Минобороны России.
Россия подписала соглашение об экспорте зерна из Украины через Черное море с Турцией по свидетельству генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша 22 июля в Стамбуле. Украина подписала аналогичную часть соглашения отдельно от России.
Согласно документу, стороны обязались создать безопасный коридор через Черное море, по которому украинские летчики будут сопровождать сухогрузы, заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Армия не будет сопровождать поставки. Представители Украины, Турции и ООН будут выступать в роли наблюдателей и следить за погрузкой. Суда будут проверены, чтобы убедиться, что они не несут оружия.
В тот же день стороны составили меморандум, который предусматривал участие ООН в снятии ограничений на экспорт российской сельхозпродукции и удобрений на мировые рынки. Москва настаивала на том, чтобы экспорт зерна из России и Украины начался одновременно.
Зерно из украинских портов больше не вывозилось после начала российской военной операции 24 февраля. Киев и страны Запада обвинили в этом Москву и предупредили о продовольственном кризисе. Россия, в свою очередь, утверждала, что экспорт продовольствия невозможен из-за минирования портов украинскими войсками.
По словам советника президента Украины по экономическим вопросам Олега Устенко, страна могла бы экспортировать 60 млн тонн зерна за восемь-девять месяцев, если бы порты функционировали без перебоев. Если они не смогут функционировать должным образом из-за боевых действий, Киеву потребуется до 24 месяцев на транспортировку.