В Османском дворце было много служанок и женщин, и самые способные становились женами султанов.
Брак королевских семей всегда был важен везде. У людей голубых кровей были браки, которые иногда заканчивались несчастливо, жертвуя во имя политики и на благо страны. Дворяне Европы женились только на ком-то из своего класса.
Члены королевской семьи, с другой стороны, должны были получить разрешение короля, когда они женились. В противном случае этот брак, хотя и имеет юридическую силу, будет считаться морганатическим. Как правило, дети его, как и их матери, не имеют права наследования титулов аристократа, а также привилегий.
Мужчина, вступавший в брак без разрешения, теряет свое право на престол, а его жена не сможет принять титул мужа.
Например, если сын короля женится на дочери барона, этот брак считается морганатическим. Позже эти правила были смягчены.
Брак и дипломатия
До правления Сулеймана Великолепного османские султаны обычно женились на женщинах из анатолийских княжеств и вступали в политические браки с принцессами соседних христианских стран. Ислам позволяет мужчине-мусульманину жениться на еврейской женщине или христианке. Первым султаном, который женился таким образом, был Орхан Гази. Он женился на двух византийских принцессах и дочери «текфура» (феодального правителя).
Султан Мурад I — сын Нилуфера Хатуна, дочери Текфура. Султан Мурад I женился на болгарке. Султан Баязид I, он же Баязид Громовержец, и султан Мурад II женились на сербских принцессах. Жена Сулеймана Челеби — албанская принцесса. Мусса Селеби женился на дочери валашского (румынского) принца. Султан Мехмед Завоеватель принял в качестве жен византийских и генуэзских принцесс. Султан Баязид I (Громовержец), Султан Мехмед I (Челеби), Султан Мурад II, Султан Мехмед Завоеватель и Султан Баязид II имели в качестве жен — принцесс анатолийских княжеств. Султан Явуз (Султан Селим I) взял в жены дочь крымского хана. Когда султан Баязид I женился на германской принцессе Девлет Хатун, свадьба проходила очень шумно. Были приглашены все беи, а невеста привезла в приданое районы Кутахья, Тавшанлы, Эммет и Симав.
Нет аристократии
Со временем балканские и анатолийские государства исчезли, а династии смешались с обществом. Султаны не хотели допускать образования в стране другой аристократии, кроме Османской династии. По этой причине они стали жениться на девушках (придворных дамах), которых привезли во дворец в юном возрасте и вырастили там. Султаны не хотели, чтобы они приобретали политическое влияние, вступая в брак с людьми в обществе.
Это были красивые, умные и добродушные девушки с придворным воспитанием. Изначально эти девушки были балканского происхождения. Однако впоследствии количество украинских женщин, известных своей красотой, увеличилось. При правлении султана Абдул Меджиде дочери семей с Кавказа, мигрировавшие в Анатолию, были доставлены во дворец в раннем возрасте и получили образование. Даже если матери князей были вдовами, они не могли жениться ни на ком другом. Было немыслимо, чтобы кто-то, кто мог бы стать султаном, чтобы иметь отчима и сводных братьев.
Выбор невесты
Подбор и воспитание девушек, которые выйдут замуж за султана, был поручен султану Валиде, который был главой гарема. Рождение многих детей во дворце было желательным для продолжения династии.
Отношения султана со своими женами были очень серьезными. Для него было неслыханно сидеть с этими девушками ради удовольствия. Образ жен, бросающих носовой платок на дорогу перед султаном, с которым они хотят провести ночь, или изображения султанов, наблюдающих, как они играют обнаженными в бассейне, являются продуктом востоковедческих мечтаний западных романистов и художников.
Перед тем, как султан должен был посетить гарем, евнух сообщал об этом домочадцев гарема. Все они отправлялись в свои покои. Никто не должен был быть там. Говорят даже, что у султана Османа III был железный каблук на ботинке, чтобы все в гареме могли слышать, как он приходит и уходит в свои комнаты.
Девушки, которые вышли замуж за султана, считались очень удачливыми. Если у них был ребенок, особенно мальчик, их социальный статус менялся. Мать начала жить со своим ребенком в квартире с приписанным к ней слугой.
Эти женщины, однако, не имели никакого влияния на султана. Некоторые султаны действительно очень любили одну из своих жен. Например, султан Ибрагим был очень предан Хадидже Терхан, а султан Абдулхамид II Мусфика Кадинефенди. Однако было бы преувеличением сказать, что некоторые султаны, такие как Сулейман Великолепный, находились под влиянием своих жен.
Школа для женщин
Хотя ревность является естественной привычкой, во дворце она считалась позорной. Каждая женщина знала, что султан может жениться на другой женщине, и она была к этому готова. Даже если она ревновала, она не выражала этого. Жен султана называли сестрами и товарищами.
У князей также были свои жены в своих квартирах. Когда один из них становился султаном, он создавал из них свой гарем. Он также брал тех, кто желал выйти из гарема старого султана, а остальных переселили в «Эски сарай» («Старый дворец»).
Дворцы дочерей султана, таких как Адиль Султан, походили на школу для девочек. Воспитанных там девушек знакомили с султанами и принцами, а если им везло, то забирали в гарем. Когда они переезжали во дворец, девушкам давали уважаемые персидские имена, такие как Дильфириб, Назикеда, Гюлрух, Михриша и Пересту.
Все они умели хорошо читать и писать. Они также хорошо шили и вышивали. Эти девушки обладали знаниями иностранных языков, музыки и литературы, писали стихи и сочиняли музыку. Они были очень милыми и порядочными дамами с хорошими манерами. Люди, знавшие о гареме султана, не могли скрыть своего восхищения ими.
Автор: Владимир Молчанов