Интересно

Почему у нас уменьшается свободное время, хотя мы меньше работаем?

Одна из загадок современной жизни заключается в том, что многим из нас не хватает времени, хотя мы работаем меньше, чем наши предки. В 19 веке профсоюзы выступали за «восемь часов работы, восемь часов отдыха и восемь часов того, что мы хотим». В 20 веке им удалось добиться сокращения рабочего времени. Но что случилось со всем этим свободным временем, которое мы должны были делать «то, что мы хотим», — задается вопросом Сара О’Коннор на страницах Financial Times. 

Это не проблема с восприятием: нам действительно не хватает времени. Данные ОЭСР показывают, что с 1980-х годов среднее время, которое люди проводят бесплатно, уменьшилось. Во втором десятилетии этого столетия средняя продолжительность досуга была ниже в 8 из 13 стран, по которым имеются данные. Он упал на 14% в Корее, 11% в Испании, 6% в Нидерландах, 5% в Венгрии и 1% в США.

Число людей, живущих в условиях «временной бедности» (которую ОЭСР определяет как людей, для которых доля досуга и отдыха составляет менее 60% от среднего), увеличилось с 2000 года в 10 странах, по которым имеются данные.

Одним из факторов является то, что сокращение количества рабочих часов в неделю больше не уменьшается. Обычная рабочая неделя для штатных сотрудников в странах ОЭСР с 1990-х годов составляет около 40 часов. Но одно это не может объяснить сокращение свободного времени.

В исследовании Resolution Foundation сравниваются подробные исследования использования времени людьми в Великобритании в 1970-х и 2010-х годах. Данные показывают такое же давление на свободное время, что и в других странах, причем женщины подвергаются большему давлению, чем мужчины. В 1970-е годы у мужчин и женщин трудоспособного возраста было около 6 часов свободного времени в день, в то время как сегодня у мужчин 5 часов 23 минуты, а у женщин 4 часа 47 минут.

Женщины выполняют больше оплачиваемой работы, чем в 1970-х годах, а мужчины — больше по дому, но самая большая разница заключается в том, сколько времени обе группы тратят на уход за детьми (что не классифицируется как свободное время в этих исследованиях). Женщины тратят на уход за детьми более чем в два раза больше времени, чем в 1970-е годы, хотя гораздо больше времени они проводят на оплачиваемой работе. Мужчины также уделяют больше времени уходу за детьми. Возникает вопрос: кто заботился о детях в 1970-е годы?

Когда Сара О’Коннор задала этот вопрос в Твиттере, ее поразили ответы людей, которые сказали, что в то время дети в основном играли на улице без присмотра, возвращаясь, чтобы поесть и пойти спать. Можно вспомнить, как играли на стройках и тусовались на вечеринках с напитками для взрослых.

Фактором может быть изменение отношения родителей к риску. Также возможно, что теперь мы по-другому думаем о «уходе за детьми». Опросы просят людей описывать свой «основной бизнес» в течение дня блоками по 10 минут. В 1970-е годы уход за детьми чаще происходил на фоне работы по дому или общения, а сейчас это воспринимается больше как самостоятельная деятельность. О плюсах и минусах «воспитания с вертолета» (навязчивой заботы о детях) написано много.

Есть и более фундаментальное изменение. Хотя до некоторой степени у нас всегда было много задач, сейчас технологии затрудняют разделение времени между работой и отдыхом. Как писал Дерек Томпсон в Atlantic, «свободное время становится все слабее». Если я смотрю телевизор, проверяя свою рабочую электронную почту на телефоне, нахожусь ли я в свободное время или на работе? Что, если я посмотрю смешное видео, сидя за своим столом? И по мере того, как границы стираются, улучшается ли ощущение работы или ухудшается досуг?

Для офисных работников пандемия стерла границы больше, чем когда-либо. Но работа из дома также позволила людям вернуть время, потраченное на поездки: новые драгоценные отрезки времени, от которых многие сотрудники не хотят отказываться.

Профсоюзы в некоторых странах вновь настаивают на сокращении рабочего времени. В Великобритании Конгресс профсоюзов призвал к четырехдневной рабочей неделе, в то время как в Германии и Австрии некоторые новаторские коллективные договоры позволяют рабочим предпочитать сокращенное рабочее время вместо более высокой оплаты. Но даже несмотря на то, что в последние десятилетия мы работали меньше, нам труднее расслабиться.

Люди часто сожалеют о том, что Джон Мейнард Кейнс совершил ошибку в 1930 году, когда планировал перейти на 15-часовую рабочую неделю. Однако экономист знал, что это будет не так просто. «Я не думаю, что есть страна или люди, которые без страха ждут с нетерпением эру свободного времени и изобилия», — написал он. «Потому что нас слишком долго учили работать, а не получать удовольствие».

Автор: Владимир Молчанов

Следи за нами